Ребенок идет в школу…
"Я скоро пойду в школу", - обычно с гордостью говорят малыши. Они знают, чувствуют, что растут, меняются. Внимательно следят за их ростом и развитием родители, мучаясь в сомнениях: "Пора или нет идти в школу?" Кто сможет ответить на этот вопрос? Психологи, педагоги, а может сами родители? Итак, чтобы ответить на ряд этих вопросов, нужно знать физиологические особенности своих детей. Бесспорно, чем лучше готов организм ребенка ко всем изменениям, связанным с началом обучения в школе, к трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолеет, тем спокойнее и безболезненнее будет протекать процесс приспособления.
Что же такое готовность к обучению, готовность к школе, из чего она складывается, чем определяется? Надо подчеркнуть, что недостаточная готовность к обучению (особенно если она связана с состоянием здоровья ребенка) вовсе не является препятствием к обучению, - важно только знать и учитывать эти особенности при выборе учебного заведения. Именно поэтому важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики, и особенно движений руки и пальцев. Еще хочу подчеркнуть необходимость развития способности слушать, понимать смысл прочитанного, умения пересказывать, проводить зрительное сопоставление, важен не объем знаний, а качество мышления. Особое значение в психологической готовности к школе имеют способности или предпосылки в овладении некоторыми специальными знаниями и навыками. Психологи называют эти предпосылки "вводными навыками". Важно помнить и о том, что раннее форсирование обучения курсивному письму и беглому чтению может затормозить формирование этих навыков.
Нужно помнить, что если все-таки на момент поступления в школу ваш ребенок не достиг уровня готовности, но зачислен в первый класс, он нуждается в организации так называемого щадящего режима в семье. Прежде всего, таким детям вторую половину дня желательно проводить не в школе, на "продленке", а дома, что позволяет снять дополнительную психологическую нагрузку. Что же такое готовность к обучению, готовность к школе, из чего она складывается, чем определяется? Проблема готовности ребенка к школе была сформулирована несколько десятилетий назад в связи с изменением (снижением) сроков начала систематического обучения. Тогда и начали определять, в каком возрасте лучше начинать обучение, когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на здоровье. Ученые, педагоги, психологи, медики подключились к исследованиям. Предварительно нужно было определить не только возможные трудности, которые могут возникнуть в связи с более ранним обучением, но и найти оптимальный возраст, когда ребенку можно идти в школу, более рациональные и оптимальные формы и методы обучения. Как показало изучение этой проблемы, готовность ребенка к школе определяется его физическим и психическим развитием, т.е. имеет значение весь комплекс факторов.
Почему же так необходимо определить готовность ребенка до поступления в школу? Много ли детей поступают в подготовительный класс "неготовыми"? Попробуем разобраться. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих, и не только в подготовительном классе, но и в дальнейшем, и именно у них в большинстве случаев отмечается нарушение состояния здоровья. Надо подчеркнуть, что недостаточная готовность к обучению (особенно если она связана с состоянием здоровья ребенка) вовсе не является препятствием к обучению, - важно только знать и учитывать эти особенности при выборе учебного заведения. Конечно, в каждом отдельном случае необходимо решить основной вопрос: целесообразно ли данному ребенку идти в школу, какой вариант (программу) обучения выбрать. Нередки случаи, когда подготовка становится систематическим, интенсивным обучением и "натаскиванием". Высокие нагрузки, длительное напряжение, жесткие требования педагогов и родителей не только повышают функциональную готовность ребенка к школе, но и могут вызвать негативное отношение к обучению, ухудшение состояния здоровья. Важно помнить и о том, что раннее форсирование обучения курсивному письму и беглому чтению может затормозить формирование этих навыков. При выборе вариантов и методов обучения дошкольников необходимо учитывать возрастные особенности и возможности детей этого возраста, учитывать особенности организации деятельности, внимания, памяти, мышления. А для этого нужно, чтобы свое "заключение" дали профессиональные психологи и только на основании этих данных можно приступить к обучению дошкольников.
Можно ли определить готовность к школе? Безусловно, да. В настоящее время разработаны простые, доступные для использования на практике, достаточно информированные и надежные критерии готовности ребенка к систематическому обучению в школе. Хочу обратить внимание на следующее: оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития - наиболее распространенная ошибка родителей. Многие считают, что главное условие готовности к школе - объем знаний, который должен иметь ребенок. Старания родителей при этом не знают меры, а возможности детей при этом в расчет не принимаются. Такие родители, не научив ребенка шнурки завязывать, "запихивают" в него всевозможные сведения, не считаясь с возрастными особенностями. Представьте себе, как шестилетний малыш знает все созвездия нашей галактики, но не знает, на какой улице живет. Другой выучил почти наизусть энциклопедический словарь, но совершенно не умеет общаться со сверстниками, боится их, неспособен даже в течение нескольких минут сосредоточиться на самой простой задаче.
Бывают случаи, когда высокое интеллектуальное развитие ребенка, еще не достигшего шестилетнего возраста, вводит в заблуждение и родителей, и педагогов: его принимают в школу, а дальше... Середина учебного года: пропадает интерес к школе, дети жалуются на головную боль, усталость, на то, что в школе "трудно". Перестают усваивать программу по письму, не помнят, как пишутся многие буквы, пишут плохо, медленно, становятся раздражительными, иногда без всякой причины начинают плакать. И приходится долго убеждать родителей в том, что их ребенок нуждается в щадящем режиме (больше прогулок, закаливающие процедуры, больше движений, а не сидения перед телевизором) и гораздо лучше будет провести год дома. Надо дать ему окрепнуть, уделить внимание развитию координации движения руки (лепка, рисование, вышивание). И подобные случаи доказывают, что готовность к школе определяется не только уровнем интеллекта. Важен не только объем тех сведений и знаний, которые имеет ребенок, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений. Оценивая своих детей через призму здоровья, готовности к обучению, родители могут понять, что скрывается за так называемой ленью, нежеланием работать, рассеянностью, непослушанием, и примут именно те меры, которые смогут помочь делу.
|